спасибо Н.Филенко (UA9XBI)
Среди радиолюбителей большой популярностью
пользуются тороидальные трансформаторы, как наименее габаритные и массивные. Но
каждому радиолюбителю доставляет немало хлопот их намотка. Кто-то использует для
этого челноки, кто-то отдает сердечники для намотки специалистам, я же обхожусь
простым приспособлением в виде обода колеса от велосипеда.
Способ прост и не требует больших затрат, но позволяет за
пару вечеров без особых проблем намотать силовой трансформатор для «хорошего»
усилителя. Для начала подготовьте тороидальный сердечник к намотке. Для этого
его обматывают одним - двумя слоями киперной ленты и покрыв лаком или в крайнем
случае клеем “Момент”, просушивают. Таким же образом нужно делать изоляцию между
обмотками. Вместо киперной ленты можно применить фторопластовую ленту или в
крайнем случае – изоленту на матерчатой основе. Поливинилхлоридную изоленту
применять не следует, так как она легко плавится даже при небольшой температуре.
Основу приспособления составляет обычный обод от
велосипедного колеса. Обод разрезается поперек и продевается в подготовленный к
намотке тороидальный сердечник. После этого разрезанная часть обода аккуратно
соединяется полоской металла и двумя винтами. Для поддержки обода в стену
вбивается металлический штырь, таким образом, чтобы обод проходил точно
посредине тороидального сердечника.
Приспособление готово и можно рассчитать
количество провода, необходимое для намотки обмотки. Прикиньте периметр одного
витка первичной обмотки. Для этого можно использовать отрезок провода, которым
обхватывают сердечник и затем измеряют его длину. Умножьте получившуюся длину на
количество витков первичной обмотки и на коэффициент «запаса» 1,1 – 1,3. Вы
получите длину провода, необходимого для намотки первичной обмотки. Эту длину
разделите на периметр обода колеса и вы получите количество витков провода,
которые необходимо намотать на обод.
Теперь можно наматывать на обод провод. После намотки полезно
закрепить провод на ободе с помощью разрезанного резинового кольца( можно
использовать кистевой резиновый эспандер).
Теперь вращая обод, можно наматывать обмотку на тороидальный
сердечник. После каждого оборота передвигайте резиновое кольцо вдоль обода и
тогда провод не будет запутываться. После намотки первичной обмотки снимите с
обода остатки провода, рассчитайте количество провода для намотки следующей
обмотки и смело продолжайте. Не забудьте на концы первичной обмотки одеть
изоляционные трубки перед тем как делать межобмоточную изоляцию. Намотав все
обмотки, обмотайте трансформатор киперной лентой и в несколько слоев покройте
лаком.
Н.Филенко (UA9XBI)