Компрессией называют величину
максимального давления в цилиндре, создаваемого при холостой прокрутке двигателя
стартером (например, при отключении свечи зажигания). Чтобы измерить компрессию,
необходимо вместо свечи установить компрессометр. Этот прибор представляет собой
манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. При вращении
коленчатого вала двигателя в шланг нагнетается воздух до тех пор, пока давление
в шланге не сравняется с максимальным давлением в цилиндре. Его значение
зафиксирует манометр.
Компресометр
1 - убедитесь, что Ваш компрессометр подходит для Вашего движка. Обычные компрессометры имеют короткую «ножку» и померить ими компрессию в 16ти клапанном движке нереально, но возможно см рисунок
2 - двигатель должен быть "теплым". Подача
топлива должна быть отключена. Можно, например, отключить бензонасос, форсунки
или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества
топлива в цилиндры,
3 - необходимо вывернуть все свечи. Выборочный демонтаж
свечей, практикуемый на некоторых СТО, недопустим, так как увеличивает
сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя
стартером,
4 - аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а
стартер - исправен.
Мерить можно как при закрытой дроссельной заслонке, метод
чувствителен к утечкам воздуха (неплотное прилегание клапанов, зависание
клапана), так и при открытой (прогар поршней, залегание колец, задиры в
цилиндре). Обычно измеряю и так и так, для определения более точной картины
неисправности (если она есть) так, когда заслонка закрыта, в цилиндры, очевидно,
поступит мало воздуха, поэтому компрессия будет низкой и составит около 0,6-0,8
МПа..
При измерении нужен помощник. Плотно
прижимаем компрессометр к свечному отверстию (если он не вкручивается), по
«свистку» помощник включает стартер с нажатой или отпущенной педалью газа, на
Ваше усмотрение. Крутить не меньше 5 секунд и внимательно наблюдать за ростом
компрессии. Записывайте и сохраняйте данные. Измерить компрессию в следующих
цилиндрах. После измерения вернуть на место свечи, разъем с катушки и
предохранитель (если снимались).
На основе полученных измерений можно делать выводы, но
напоминаю, показатели полученные компрессометром - относительные см таблицу.
Довольно сильно на компрессию влияют зазоры в приводе
клапанов. Так, малый зазор в приводе впускных клапанов приведет к более позднему
их закрытию и, соответственно, к уменьшению компрессии. Одновременно малые
зазоры в выпускных клапанах увеличат так называемое перекрытие клапанов -
величину угла поворота коленвала, в течение которого открыты одновременно оба
клапана в цилиндре. Результат тот же -компрессия уменьшится.
Некоторые механики допускают ошибки в установке фаз
газораспределения, например, при монтаже ремня или цепи привода
распределительного вала. Это приводит к изменению момента закрытия впускного
клапана, сдвигая начало сжатия в цилиндре в ту или другую сторону. Тогда и
значения компрессии будут отличаться.
На компрессию повлияет и температура двигателя - чем она
меньше, тем сильнее будет охлаждаться воздух, сжимаемый в цилиндре, и тем меньше
будет его давление. Кстати, зазоры в приводе клапанов так же будут "следить" за
температурой - чем она ниже, тем меньше зазоры и компрессия.
Давление топлива.
Бывает и так, что работающий насос не
обеспечивает достаточного давления в рампе. Чтобы проверить давление, нужен
подходящий манометр. Идем в магазин и покупаем, но можно и так.
С помощью этих не хитрых приспособлений удается измерить давление топлива почти во всех автомобилях.